Финская Нимфа
(Tarja TURUNEN, Санкт-Петербург, ДК Ленсовета, 16.03.2016)
Часть третья
И далее – еще один сюрприз, одна из кульминаций (для меня лично) в этом переполненном неожиданностями концерте – “Sleeping Sun “ из репертуара NIGHTWISH. Песня прозвучала в чуть более ускоренном темпе, и голос Тарьи здесь оказался чуть более жизнерадостным, чем в оригинале, что придало совершенно другую окраску этому блистательному и несколько торжественному изначально номеру.
Следующее попурри (ими прямо изобиловала вторая часть концерта) – из репертуара QUEEN. Если в прошлый раз я не совсем лестно отозвался о звучании Квиновской “You Take My Breath Away”, то здесь, исполненная не полностью, и в обойме с другими песнями этого коллектива, она зазвучала совсем иначе, да и хор, который (если честно) показался мне тогда, в Филармонии несколько замогильным, здесь очень бережно предпринял попытку воспроизвести оттенки множества наложений присутствующих на оригинальной альбомной версии – и вполне небезуспешно! Браво! Ну а Тарья – очень и даже очень на высоте (впрочем, как всегда) – и в этой песне, и в других номерах QUEEN она очень органично заменила собой, своим волшебным голосом оригинальные партии покойного Фредди. Яркая, в чем-то даже озорная “It’s A Hard Life”, и Тарья во всю веселится, и игриво взвизгивают скрипки ей в ответ, и весь оркестр так и искрится позитивом, и даже дирижер чуть не подпрыгивает на месте. И настоящая жемчужина этого попурри – “Show Must Go On”. Тарья просто взяла эту песню и сделала ее своей собственной. То, что у Фредди звучало, как несколько помпезный и жизнеутверждающий гимн, у Тарьи превратилось в яркую, брызжущую весельем рок-песню, безо всякой величественности. И тут совершенно неуместна была бы всем известная слегка напыщенная поза покойного вокалиста. Тарья слегка упростила номер, спустила ее с небес на землю, но сделала это очень тактично, приспособив номер под себя и, я думаю, Фредди остался бы очень доволен таким прочтением – а это, на мой взгляд, высшая похвала! Ну, и после “Show Must Go On” даже фрагмент из “Bohemian Rhapsody” уже смотрелся (точнее – слушался) не так ярко. Хотя эти мои слова вовсе не преуменьшают качества его исполнения. Тут идеально совместилось звучание всех, находившихся на сцене – оркестра, Тарьи и хора. Хористы очень проникновенно и, в то же время, аккуратно, дополняли фокальные партии певицы, и все это сложилось в очень гармоничную звуковую картинку.
Тарья приняла заслуженную порцию аплодисментов и рассказала, что в ее семье все очень любили мюзиклы, и именно благодаря им сформировался ее лирический стиль пения. И – еще одно попурри, на сей раз составленное из фрагментов всемирно известных мюзиклов – от «Вестсайдской истории» до «Призрака оперы». Каюсь, для меня не все они оказались известны, и потому я воспринимал этот номер, как красивую сюиту, составленную из мелодичных, очень эмоциональных поп-песен, в которой порой проскальзывали знакомые мотивы. Однако, и тут Тарья сверкнула во всю мощь, раскрыв для многих (и для меня, в том числе) еще одну грань своего таланта. Голос ее просто идеально подходил и для этих произведений, даже и не знаю, есть ли на свете жанр, в котором Тарья не могла бы реализоваться, как вокалистка. И именно на этом концерте она очень ярко сверкнула не только своими певческими талантами, но и своей разносторонностью. И сейчас было видно, что ей самой очень близки эти мюзиклы, настолько от души исполнялись все эти фрагменты. На меня произвело впечатление очень яркое, трогающее душу исполнение “Don’t Cry For Me Argentina” – невероятно сильное и очень страстное исполнение.
Судя по программке, подошел финал основной части концерта, но со сцены никто и не собирался уходить. Напротив, к сцене, к Тарье потянулась целая вереница поклонников с букетами цветов, чем очень растрогали ее. Тарья, как всегда, широко и искренне улыбаясь, сказала, что только в России ей преподносят столько цветов, и что она несказанно рада этому проявлению внимания к ней. Каюсь, и я на сей раз оказался небезгрешен (поскольку располагался в первом ряду партера), преподнес финской нимфе 5 роз, успел поблагодарить за концерт, и сказать, что это было, как в сказке. Тарья внимательно вслушалась в мои слова, в ответ очень мило улыбнулась, а я, в результате, улетел куда-то на 7 небо.
Тарья спросила у зала, не хотим ли мы еще и, получив в ответ пусть и невразумительный, но явно утвердительный восторженный вопль, довольно искренне улыбнулась и лукаво кивнула дирижеру. Тот взмахнул палочкой, зазвучала музыка, а Тарья, кокетливо подбоченясь, замерла у микрофона. И мы получили еще парочку озорных искрометных и очень проникновенно исполненных опереточных арий. И просто невозможно было не поверить тому, что она действительно ощущает себя красоткой (как пелось в первой из них), а уж не поверить в то, что она готова танцевать всю ночь, мог бы лишь глухой и слепой. При исполнении “I Could Have Dance” она подошла к краю сцены и, с видом заговорщика, хитро улыбаясь, принялась указывать пальцем на дирижера, давая всем понять, что сейчас и он окажется вовлечен в действо. И, действительно, пару секунд спустя, Тарья склонилась перед дирижером в поклоне, приглашая его на танец. Тот оставил огромный оркестр без руководства и, будто не в силах устоять перед обаянием приглашающей его дамы, совершил с нею несколько танцевальных движений. Ах, как все это выглядело ярко, задорно, очаровательно. И голос Тарьи в этой песне звенел от радости, да и оркестр тоже радовался этой искрометной, всепоглощающей шутке.
Но вот теперь-то основная часть этого переполненного разнообразием концерта подошла к концу. Тарья приняла от своих верных поклонников еще море цветов и, в сопровождении дирижера и ударника, покинула сцену. Кстати, я еще не упоминал об этом, и сейчас, наверно, самое время исправить эту оплошность. При исполнении рок-номеров и далее за стеклянной ширмой на правом краю сцены размещался ударник. Не могу сказать, что это был виртуоз барабанного дела, но – крепкий профессионал, а именно такой персонаж и нужен был здесь в этот момент. Человек, не перетягивающий на себя часть одеяла с Тарьи (как все тот же Майк Террана), но достойно исполняющий свою работу – а работы этой в этой части шоу было предостаточно. Подумайте сами, разве можно себе представить песни LED ZEPPELIN или QUEEN без яркой блистательной ударной работы? Так что, браво, Томас Хайнц, тебе удалось (правда, не без помощи оркестра) заменить и Джона Бонэма и Роджера Тэйлора – неплохо, не так ли?
Не прошло и нескольких минут, как, повинуясь призывным крикам и аплодисментам зрителей, финская нимфа вернулась к нам. Она так искренне удивлялась тому приему, который был ей оказан, так трогательно прижимала руки к груди, так рассыпала в зал воздушные поцелуи… И, на прощание, прозвучал самый лучший (на мой взгляд) номер из сольной карьеры певицы “I Walk Alone”, по праву ставший ее визитной карточкой. В этой песне совместились трогательность и лиричность, какая-то таинственность и мистичность. А на сей раз исполнение вместе с оркестром придало песне невиданную мощь, и голос Тарьи выдавал такие яркие и затяжные пассажи, что просто не верилось, что это вот эта небольшая хрупкая женщина вот уже полтора часа делится с нами всем великолепием своего таланта. Просто шикарное исполнение. Кстати, то же самое я могу сказать и о финале первой части концерта “The Reign”. Тот номер тоже, благодаря оркестру, приобрел более яркое и в то же время, более мощное звучание.
Ну, вот и все. Тарья еще долго раскланивалась с залом, благодарила за теплый прием, обещала вскоре вернуться вновь со своим новым альбомом, но, в конце концов, скрылась за кулисами, загрузив цветами и Томаса Хайнца, который вместе с ней, с дирижером и со всеми оркестрантами, так же получил заслуженную порцию оваций.
Резюмировать мне, вроде, нечего. Все уже написал, а что не сумел – значит, того и не передать словами, потому что столько на этом концерте было моментов, которые можно выразить лишь эмоциями, но все эти эмоции были только положительными. Ну а в целом – очень яркий, очень свежий концерт, раскрывший Тарью со многих, очень разнообразных сторон. А выступление вместе с оркестром и хором добавило новых, порой совершенно неожиданных красок в известные (и не очень) произведения. Остается ждать только новых встреч с этим финским чудом, с этой финской волшебницей, и, с каким угодно репертуаром, ибо, мне уже давно понятно, что этому чарующему голосу подвластно все, и любой репертуар в ее исполнении доставит мне только удовольствие, и тем оно будет больше, чем неожиданнее будет материал. Всё. Кода. А то я уже начинаю заговариваться.
Все страницы статьи
Отчет о концерте любезно предоставлен Андреем Крилловым
22.03.2016
************************************************************