История Led Zeppelin от Decor
Роберт Плант (Robert Plant) вокал
Джимми Пейдж (Jimmy Page) гитара
Джон Пол Джонс (John Paul Jones) бас-гитара, клавишные
Джон Бонэм (John Bonham) ударные
Джимми Пейдж (Jimmy Page) гитара
Джон Пол Джонс (John Paul Jones) бас-гитара, клавишные
Джон Бонэм (John Bonham) ударные
Группа, играющая тяжелый металлический, забойный до головокружения, рок, группа породившая множество подражателей, Led Zeppelin возник на развалинах легендарного английского ансамбля, игравшего ритм-энд-блюз, The Yardbirds. Когда этот ансамбль распался в июле 1968 года, гитарист Джимми Пейдж остался с правом на название группы и изрядным запасом нереализованных планов. Так возник Led Zeppelin первоначально под названием The New Yardbirds, так как им нужно было завершить оговоренное контрактом турне по скандинавским странам. Еще до прихода в Yardbirds Джимми Пейдж (р. 9 января 1944 г. в Хестоне, Миддлсекс, полное имя) - Джеймс Патрик Пейдж (James Patrick Page) уже мог похвастаться широкой известностью молодого музыканта высочайшего класса. Будучи студентом школы искусств в Кройдоне (Croydon) он научился играть на гитаре, выучивая ноту за нотой сольные партии Джеймса Бертона на пластинках Рикки Нельсона, а также оказывавщие на наго не меньшее влияние гитарные партии с ранних выпусков Элвиса Пресли (Elvis Presley).
В начале своей карьеры, однако, Пейдж выкинул иэ головы намерение участвовать в различных турне по той причине, что плохо переносил путешествия из-за свойственной ему физической слабости, вызванной периодическими воспалениями гландов. Вместо этого он стал участвовать в концертах и стал одним из наиболее желательных гостей на них. Он участвовал в записи первого хита группы The Mho I Can't Explain, их альбома 1965 года My Gerleration также в записях группы Them (Gloria, Baby Please Don't Go), Джеффа Бека (Jeff Beck) (Beck's Bolero), и целого набора записей групп и исполнителей; Kinks, Pretty Things, Rolling Stones, Donovan, Georgie Fame, Herman's Hermits and MOR heavyweight Pet Clark, Val Dooncan и Tom Johnes. Пейдж участвовал в дебютной записи последнего исполнителя lt's Not Unusual (1975). В это же время он работал для фирмы Эндрю Луга Олдхэма Immediate как студийный продюсер/арранжировщик/композитор, для нее он написал (вместе с Олдхэмом) и продюсировал выпущенный в 1965 году Nice сингл The Last Mile. Он также был продюсером Флер де Лис (Flеur de Lys) и песни Джона Мэйолла/Эрика Клэптона l'm Your Witchdoctor (Telephone Blues). Как композитор сотрудничал с американцем Джекки ДеШанноном в сочинении восьми песен. (Он и сейчас участвует время от времени в концертах, организованных его друзьями, особенно Роем Харпером (Roy Harper), среди наиболее известных в конце 60-х годов была его партия гитары на исполненной в 1969 году Джо Кокером (Joe Cocker) песне With A Little Help From My Friends.)
Первоначально Пейдж был приглашен в Yardbirds в январе 1965 года в качестве замены Эрика Клэптона , но он вынужден был отказаться из-за вышеупомянутых недомоганий, а кроме того, он и так неплохо зарабатывал участием в концертах. Тем не менее, когда Yardbirds сделали ему вторичное предложение - заменить басиста Пола Сэмуэлл-Смита (Paul Samwell-Smith) в июле 1966 года, он его принял. Джимми переключился на гитару, когда Бек заболел, а когда тот венулся, они стали играть в две гитары.
Джон Пол Джонс (р. 3 января 1946 года в г.Сидкапе (Sydcap), Кент, наст. имя Джон Болдуин (John Baldwin) также участвовал в концертах после того, как некоторое время играл на бас-гитаре с дуэтом бывших участников группы Shadows (Джетом Каррисом (Jet, Harris) и Тони Михэном (Tony Meehan)). Его пути с Пейджем часто пересекались, и, будучи аранжировщиком, клавишником и басистом, он имел за плечами изрядный опыт выступление с различными исполнителями (Rolling Stones, ShirIey Bassey, Lulu, Dusty Springfield, Herman's Hermits, Donovan). Он и Пейдж впервые встретились и провели безрезультатную беседу на предмет образования своей группы во время сеанса записи альбома Донована Hurdy Curdy Man. В отличие от Пейджа н Джонса, Плант и Бонэм были еще совсем неизвестными молодыми музыкантами. Плант (р. 20 августа 1945 года, в Бромвиче (Bromwich), Стаффордшир, полное имя) Роберт Энтони Плант (Robert Aтthony Plant)) был лидером бирмингемской группы Band Of Joy, игравшее в стиле Артура Ли (Arthur Lee), а Бонзе Бонэм (р. 31 мая 1949 года в Реддиче (Reddich), Уорсестершир, полное имя Джон Генри Бонэм (John Henry Bonham)) до 1964 года играл в своей первой группе Terry And The Spyders, а потом стал выступать с группами Steve Brett and The Mavericks и The Way Of Life - малоизвестными бирмингемскими группами местного значения). Закончив 18 лет школу, Плант, носивший тогда бороду, бусы и кафтан, выпускал сольные синглы, записанные с помощью группы Band Of Joy на студии компании CBS (Великобританнэ), а когда Джимми Пейдж набирал новый состав для Yardbirds, намеревался продолжить свою карьеру в паре с Алексисом Корнером (Alexis Коrner). Интересно, что ни Плант, ни Бонэм не были первыми, кого выбрал Пейдж. Но вокалист Терри Рейд (Terry Reid) и ударник Б.Дж.Уилсон (B.J.Wilson), недавно вошедшие в группу Procol Harum, не могли к нему присоединиться, и Пейдж пригласил Планта по рекомендации Рейда. Плант, в свою очередь, порекомендовал Бонэма, который незадолго до того отверг предложения Джо Кокера и Криса Фарлоу (Chris Farlowe). Пятым участником этого объединения был менеджер Питер Грант (Peter Grant), здоровенный детина со вспыльчивым характером, сменивший несколько видов работ, включая професии металлопрокатчика, рабочего сцены, профессионального борца и актера, исполнявшего мелкие роли. Еще совсем недавно он работал дублером Роберта Марли (Robert Morley) на съемках фильма. Первое знакомство Гранта с музыкальным бизнесом состоялось когда он работал зазывалой в знаменитом кофейном баре Two l's в Соха. После этого он стал организовывать турне (Little Eva, Bryan Hylarld, Chuck Berry, Gene Vincent и др.), а затем впервые попытал счастья как менеджер с группой Alan Price Combo (ранее она называлась The Animals) и с ансамблем Nashville Teens.
Теперь все расставлено по местам, и действие переносится в маленькую комнатку для репетиций в Лондоне, зимой 1968 года. Плант и Джон Пол Джонс встретились, по существу, впервые, и первой вещью, над которой работала группа, была песня Гарнета Миммза (Garrtet Mimms) As Iong As I Have You, кoтopaя уже исполнилась со сцены группой Band Оf Joy. (Кстати, впервые все четверо записались на пластинку (Плант играл на гармошке), когда они участвовали в записи выпущенного в 1969 году фирмой Liberty альбома П.Дж.Проби (Р.J..Рrоbу) Three Weeks Hero). Вот таким образом собравшись, The New Yardbirds завершили вышеупомянутое турне по скандинавским странам. Вернувшись в Лондон чтобы начать новую карьеру, полные свежих идей, они сначала играли под названиями The Whoopee Cusion и The Mad Dogs, a потом остановились на Led Zeppelin. Молва гласит, что этим названием они обязаны ударнику группы The Who Киту Муну (Keith Moon), который не без юмора заметил, что их выступления напоминают ему как катится свинцовая болванка (английское выражение lead baloon означает также с треском провалившееся выступление) Изменение первого слова на Led было умышленным - для того, чтобы избежать неправильного произношения. Со своим ранним репертуаром, который включал в себя песни Long Таll Sally, Tobacco Road и битловскую I Saw Her Staтding There, Zeppelin давали короткие выступления в различных лондонских клубах, причем нередко на афишах указывалось в скобках; бывшие Yardbirds. Эти выступленнэ помогли им почувствовать некоторую уеверенность в себе. В это же время менеджер Грант прилагает уснлия, чтобы заключить контракт на выпуск пластнки с фирмой Atlantic тогда делающей еще первые шаги в выпуске рок-музыки, например, записей групп Iron Butterfly, Varlilla Fudge, Buffalo Springfield и Cream (для выпуска в США). У Гранта не было средств воздействия на Atlanltic но, говорят, что Джерри Уэкслер (Jerry Wexler) отметил группу из-за солидности репутаций ее членов и, прежде всего, по рекомендации Дасти Спрингфилд.
В основном из-за невнимания британских знатоков и любителей рока (Пейдж часто жаловался на это в pанних интервью в Англии) Zeppelin довольно скоро объявили о своем намерении сосредоточить центр своей деятельности на США - решение, создающее прецедент - где своим первым альбомом, вышедшим в конце 1965 года, они сразу же заявили о себе как о возможной замене группы Cream и сопернике для ансамбля Джеффа Бека. Zeppelin начали свои турне по США в качестве приглашенных музыкантов на концертах группы Vanilla Fudge. Один раз Плант и Пейдж выступали вместе с Jeff Beck Group, за чьими успехами они и Грант следили с большим интересом. Пианист группы Ники Хопкинс (Nicky Hopkin) вспоминает, как Бек, не найдя ничего лучшего, позволил погибнуть своему потрясающему дарованию - в то время, как Led Zeppelin и Питер Грант, говорит Хопкинс, стояли за кулисами, смотря во все глаза, и ожидая своего часа. Конечно первый альбом группы (на запись которого они потратили каких-то 30 часов) имел сходство с диском Бека Truth, вышедшим восемью месяцами ранее, хотя бы потому, что на обоих была вариация песни Вилли Диксона You Shook Me. Taкже, нет сомнения в том, что Плант и Пейдж исполняли соответственно вокальные и гитарные партии почти в той же манере, что и Бек и его вокалист Род Стюарт (Rod Stewart). Что это собственная вина Бека, что он упускал очевидные возможности, которые ему предоставлялись, и было бы несправедливо утверждать, что Led Zeppelin виновны в чем-либо, кроме того, что они извлекли выгоду из очевидных запросов любителей музыки. Кто-му же, если вернуться к их первому альбому, Led Zeppelin сразу же дали понять, что они не собираются играть второстепенную роль. Откровенно говоря, это был чрезвычайно резкий тяжелый металлический рок. Ансамбль мог быть бесстыдно электричным - бодрящие аккорды, тексты песен и нередко целые музыкальные номера, почерпнутые из сомнительных блюзовых источников - но то, что они крали, они фильтровали с помощью своей виртуозной техники, и в итоге получалось нечто совершенно новое. Их понимание сути тяжелого pокa было поистине беспрецедентным: мощная до головокружительности инструментовка сменяла нежные мелодии с изящными пассажами; эти качества лучше всего проявились в песнях Dazed and Соnfuse и How Many More Times (гибрид песен How Many More Years? группы Howlin' Wolf и The Hunter Элберта Кинга). В Соединенном Королевстве альбом вызвал бурю всевозможных откликов, но критики в Штатах не выразили восторга - что с них взять! - а вообще у Zeppelin всегда были нелегкие отношения с прессой, пишущей о роке. Тем не менее, никаких препятствий на пути такого взрывного дебюта не наблюдалось, и в начале 1969 года в США альбом стал золотым, а Good Times Bad Times стал первым синглом, выпущенным в Америке, имеющим успех.
Помимо композиций в стиле heavy metal, запомнившихся больше всего, альбом содержал также явные признаки не меньшего интереса Пейджа к аккустической работе с народными темами. Это также подтверждают слова Джимми Пейджа, сказанные им в интервью, взятом у него в начале 70-х годов; Когда мы с Робертом впервые встретились, мы решили, что можем работать в двух направлениях - занаться тяжелым блюзом или идти по стопам lncreadible String Band .
Led Zeppelin II стал логическим продолжением предшествующего альбома, но был еще лучше и содержал целый гимн в стиле heavy metal - взрывную Whole Lotta Love, которая буквально сокрушила всех своих противников на пути к вершине американского списка синглов 1969 года. Это, безусловно, был обновленный вариант песни Вилли Диксона You Need Love , и возникло одно бросающееся в глаза обстоятельство, которое не забывалось при любом, даже самом беспристрастном обзоре творчества Zeppelin и их несомненных талантов. В отличие от некоторых современных им музыкантов (например, Эрика Клэптона, который, использовав песню Скипа Джеймса (Skip James) l'm So Glad, не только перечислил ныне покойному блюзовому исполнителю определенную сумму, но и лично проследил, чтобы Джеймс получил свои авторские), Пейдж и Плант по непонятным причинам (во всяком случае, не из-за нехватки средств) не желали знать свои источники, а тем более платить им.. Тем не менее, Zерpelin II был истинным шедевром в жанре, вновь созданном ансамблем, это был отличный альбом.
Имея в своем багаже два таких монументальных произведения, группа в начале 70-х годов пользовалась растущей с феноменальной скоростью популярностью как в США, так и в Великобритании. Led Zeppelin III, появившийся в 1970 году, имел похожую хард-роковую канву (на нем была записана отличная песня Immigrant Song), но кроме того, на нем было осуществлено небольшое отступление от этого направления в сторону фольклорного материала с использованием большого количества акустических инструментов - характерная черта, проявившаяся и на Led Zeppelin IV (его еще называют руническим альбомом). Этот диск, вышедший в 1971 году, совместил в себе мистицизм хиппи и заимствования из мифологии с мощнейшим роком и имел значительно больший успех, чем предшествующий; наиболее характерна для него эпическая Stairway То Heaven - многие считают ее лучшей песней Zeppelin. Америка была потрясена, услышав этот альбом, и совершенное в 1973 году турне по Штатам побило официально установленный рекорд, уже долгие годы принадлежащий Beatles. В городе Тампа (Tampa) (Флорида), например, 56 тысяч поклонников заплатили 318 тысяч долларов, чтобы их увидеть, а одна выручка от турне составила 3 миллиона долларов. В конце 1973 года Питер Грант заявил корреспонденту лондонской Financlal Times, что за один год Zeppelin заработали в турне и концертах по всему миру около 70 миллионов долларов. В 1973 году был выпущен Houses Оf The Holy, возможно, наиболее разноплановый альбом группы, который включал мощный рок, рэгги, псевдо-Соул и мистические баллады в стиле фолк. Возможно, он и разочаровал некоторых поклонннков, но, тем не менее, стал платиновым. Затем, в 1974 году, слегка замедлив темп, с которым они записывались, группа как-то исчезла из поля зренния. 1974 года, - говорил позднее Джимми Пейдж англнйскому журналисту, - на самом деле не было, не так ли? Даже будучи лишенными новых песен и выступлений, приверженцы ансамбля на обеих сторонах Атлантики продолжали фанатически поклоняться ансамблю и отдавать им высокие места в списках популярности, составяемых различными журналами. И снова привлекли к себе внимание весной 1975 года выпускном богато оформленного альбома Physical Craffiti. Oн опять продемонстрировал многогранность их таланта, проявленную на обоих дисках, и особенно в конце первой стороны - в характерной для группы песне Тrampled Underfооt. В том же году Роберт Плант получил серьезные травмы, когда он со своей женой Марин (Maureen) попали в автомобильную катастрофу, проводя праздники в Греции. Тем не менее, медленно, но упорно ему удалось встать на ноги. Как уже отмечалось, своим поразительным успехом Led Zeppelin в немалой степени обязаны Питеру Гранту. Во время первого турне по Америке одной из его хитроумных выдумак было определять по успехам их текущих выступлений какие песни с Led Zeppelin I пользуются наибольшей популярностью в городах, где они побывали, а затем уделить им особое внимание при составлении репертуара группы на следующий концерт. Он правил могучей, часто безжалостной рукой. По преданности своему делу с ним мог соперничать только продюссер Преспи Том Паркер (Tom Parker). О Гранте ходит миллион историй в ранних американских турне Джимми Пейджа обычно сопровождали 8 телохранителей, чтобы защитить его от разошедшихся поклонников. В одной из наиболее известных историй Пейдж оказался без охраны в одном из помещений аэропорта, окруженный группой aмериканских моряков. Великан Грант появился на сцене в тот момент, когда один из них таскал Пейджа за волосы и называл его охапкой хвороста. Отаковав с тыла, Грант вздернул обидчика на два фута от пола, крутанул его и прорычал: И как это тебе понравится, щенок?, а затем швырнул его в съежившуюся от страха компанию его друзей. В другом случае Грант ворвался как ураган в один магазин грампластннок в Лондоне, который торговал подделками под Zeppelin и конфисковал почти всю партию. Никто и пальцем не пошевельнул, чтобы его остановить. Под таким руководством, по отечески заботливым, но в то же время не упускающим возможности для извлечения выгоды, Zeppelin приобрели несомненную репутацию величайшей концертной группы мира - их стиль был тщательно отшлифован во всех компонентах. В Великобритании они ни разу не появились на экранах телееизоров как ансамбль, за исключением одного случая в самом начале их карьеры; они также не выпустили ни одного снигла. В отличие от различных исполинтелей - Stones, Beatles, Элтона Джона, например, с которыми они могли сравниться по выпуску пластинок и зарабатываемым суммам - они были практически неизвестны широкой публике.
Таким образом, искусственно избегая позирования и ограничнвая тиражи пластинок, Led Zeppelin создали ореол таинственности, который позволил им собирать все большие аудитории с каждым новым турне. Например, когда они совершали в 1975 году турне по США в котором использовались неоновые надписи, лазеры и мощнейшая в рок-музыке аккустическая система в 70 000 ватт, 15 тысяч поклонников ждали свыше 24 часов открытия касс в нью-йоркском Madison Squаre Gardens. В Бocтoнe такое требование билетов вылилось в настоящее сражение, в результате которого был нанесен ущерб в 75 тысяч долларов. Между тем, Zeppelin сами тоже не прочь пошуметь; известна их ccopa с членами группы The Who при распределенин номеров в гостинице. В этот момент они отстаивали честь группы, употребляя далеко не безобидный набор выражений. В одной американской публикации Роберт Плант был назван самодовольным любителем наслаждений. Пейдж так-же не чужд различным излишествам, свойственным его жанру, хотя, как это ни парадоксально, немногие исполнители poк-музыки более джентльмены, чем он. Ещё одна хорошо известная черта ансамбля (помимо упоминавшегося выше интереса Планта и Пейджа к мифологии) - это увлечение двух последних оккультизмом. Пейдж приобрел пренадлежавший Элистepy Кроули известный замок Boleskine House, расположенный на берегу озера Лох-Несс (Loch Ness) в Шотландии, где Кроули обычно совершал свои ритуалы черной магии. Гитарист также приобрел магазин оккультной литературы Equinox, находящийся на Холланд-стрит в Кенсингтоне (Kensington), в Лондоне. В 1974 году ансамбль и их менеджер создали свою собственную студию Swan Song (принадлежащую фирме Аtlantic), которая заключила контракт с Bad Company и Maggie Bell для выпуска пластинок в Штатах. Обоими контрактами руководил Грант. В студии записывались также Pretty Things. Альбомы Physical Craffiti и вышедший в 1976 году Presence появились уже под собственным лейблом группы. Сразу же после появления Presence Zeppelin заняли вершину спнска популярности журнала New Musical Express. Этот альбом стал первым в истории, ставшим в США последовательно платиновым, золотым и серебряным. Как и группа The Who, Zeppelin демонстрировали прекрасное взаимодействие тpex инструментов и голоса. Не было большего наслаждения в роке, чем слушать, как на кoнцерте Плант и Пейдж согласно устремляли свои великолепные таланты к головокружительным вершинам того жанра, который они практически сами создали. В октябре 1976 года гpyппa выпустила фильм The Songs Remains The Same, который вызвал лавину восторженных откликов сначала в Штатах, а затем и в Великобритании. Попутно с фильмом появился двойной альбом, который легко занял перовое место в списках популярности для пластинок. 1 апреля 1977 года концертом в Memorial Auditorium в г.Даллас, Техас, ансамбль начал новое крупное турне по Америке. Завершив первую его половину, Zeppelin вернулись в Англию, где 12 мая известный комедийный актер Джон Инман (John Inman) вручил им премию Айвора Новелло (lvor Novello) за значительный вклад в развитие британской музыки.
Вернувшись в Штаты для завершения турне, ансамбль собирал гигантские аудитории. Например, во время выступлений в Madison Square Carden, 7-14 июня их увидели свыше 120000 человек, а группа заработала больше миллиона долларов. Это же тyрнe было прервано вновь - на этот раз трагедией: 27 июня в Англии от вирусной инфекции умер сын Роберта Кэрэк (Karaс). Роберт чартерным peйcoм улетел домой. Оставшиеся 10 выступлений американского турне были отменены. Ансамбль вернулся на родину. Естественно за этим последовал период, когда деятельность Zeppelin была как-бы парализована. Поползли слухи о возможном роспуске группы, но в ноябре того же года Джимми Пейдж опроверг их. Этот год был также отмечен зимним путешествием в Стокгольм по приглашению группы ABBA для записи нового альбома. Ансамбль находился в Швеции в течение трех недель, а в марте 1979 года вышел диск Desolation Angels. Это случилось через несколько недель после того, как жена Роберта Марин родила сына - Логана Ромеро (Lagan Romero). В августе 1979 года Zeppelin выступили в Великобритании на Небуортслом фестивале. Кроме них в фестивале участвовали такие общепризнанные таланты, как Chas and Dave, Commander Cody, Southside Johnny. В этом месяце также вышел новый альбом - ln Trough The Out Door, замечательный тем обстоятельством, что в каждой коробке из 25 пластинок было шесть различных видов конвертов, изображаюших сцену в баре с шести различных точек зрения. Позднее конверту была присуждена премия Грэмми за лучшее оформление обложки альбома, выпущенного в США. Все, что происходило в это время, никак не сказывалось на музыке. По-прежнему фирменным знаком творений Led Zeppelin оставались мастерская техника исполнения и богатые творческие концепции Джимми Пейджа. Летом 1980 года Zeppelin предприняли крупное турне по Европе, начавшееся 17 июня в Дортмундском Westfalenhalle и прокатившееся по Колони, Брюсселю, Роттердаму, Бремену, Ганноверу, Вене, Нюрнбергу, Цюриху, Маннгейму, Мюнхену и Берлину. В сентябре было объявлено о новом американском турне, но 25 числа этого месяца новая трагедия потрясла ансамбль. Джон Бонэм был найден мертвым в новом доме Джимми Пейджа в Виндзоре, Old Mill House, приобретенном недавно у исвестного актepa кино Майкла Кэйна (Michael Caine). Его тело нашел в полдень Джон Пол Джонес, а полиция долины Темзы объявила об отсутствии подозрительных обстоятельств. В октябре паталогоанатом д-р Эдмунд Хэмстед (Edmund Hamsted) сказал, что Джон принял смертельную дозу водки с оранжадом в течение 12-часовой попойки. Смерть Бонэма стала последней главой блистательной карьеры Led Zeppelin, а в середине декабря 1980 года заявление о роспуске группы завершило десятилетие ее музыкальной деятельности. В 1981 году Джимми Пейдж написал неплохую музыку к фильму Майка Унинера (Mike Winner) Deathwish 2 (Жажда смерти 2"). Возможно, это название отражало настроение музыканта.