Это я к тому, что можно было бы решить, что это все. Но нет, даже если бы зал не принялся восторженно аплодировать и орать, у меня не было никаких сомнений в том, что Плант вернется на бис. Еще с прошлого концерта я вынес ощущение, что он очень серьезно относится к таким вопросам, несмотря на кажущуюся легкость, и просто не может оставить без внимания требования аудитории, которая своим поведением и участием в концерте явно заслуживала его продолжения.
STRANGE SENSATION, а вместе с ними и Плант, вернулись через пару минут. Скин уселся на низенькую скамеечку и заиграл арпеджио на акустике, Плант, улыбаясь, стоял, взявшись за микрофонную стойку. И лишь когда он запел и вступили остальные, зал взорвался ревом, узнав нежную и очень эмоциональную балладу "Babe I’m Gonna Leave You”. И в прошлый раз она ошеломила меня, и в этот – впечатления были те же. Голос Планта нежно, под стать музыке, чуть ли не нашептывал текст и вдруг неожиданно становился резким и яростным. И все это у одного человека, которому, кстати, уже 57-й год! Ближе к концу песни Скин отыграл великолепное соло на акустике, которого не постыдился бы и сам маэстро Блэкмор, а Плант так и застыл у микрофонной стойки, одобрительно улыбаясь, глядя на него. И в самом конце, под затихающие переборы гитары, Плант застыл, подняв согнутые в локтях руки ладонями вверх, как бы выпуская на волю птиц. Свет стал гаснуть, и этот силуэт очень эффектно смотрелся.
Плант склонился в нижайшем поклоне, а затем представил следующую песню с нового альбома. И опять – плотный роковый саунд, с пульсирующим гитарным вступлением, с размеренными куплетами и слегка навязчивым ритмом – вещь, чем-то напоминающая работы Планта \ Пэйджа 1998 года.
Все? Могло бы показаться, что этого достаточно, но Адамс уже заиграл вступление, встреченное одобрительным ревом. А когда Плант запел "You been foolish…”, рев этот чуть не заглушил его чудо-голос. Началась песня, как блюз, но уже вскоре подключились все инструменты и началось настоящее рок-неистовство. Трудно было поверить, что Планту 56 и что он уже 1,5 часа поет, так же, как и тому, что песне этой уже 35 лет. Плант, пожалуй, дал полную волю своему голосу, хотя куда уж больше после "Four Sticks”, "The Pan Valley”, "Babe I’m Gonna Leave You”, а оказалось – есть куда. Голос, как реактивный лайнер, взмывал ввысь и многотонным прессом рушился оттуда на уши и сознание слушателей. Гитаристы едва не рвали струны, Бэггот извлекал из своих клавишных какие-то неземные стоны. Но вот песня, вроде, пошла на спад, и Джастин Адамс и Скин при помощи усилителей, педалей, и еще не знаю чего, принялись издавать гитарами то ли скрежет, то ли рыдания и хрипы на манер Пэйджа в "Dazed And Confused” – круто режущую уши какофонию, но на фоне ритмичного узора ударных это звучало вполне прилично. Это казалось вполне логичным завершением песни. Но таких логичных завершений в этой 14-минутной вещи было несколько. То Плант с гитаристами встали в кружок, и он принялся хватать за грифы их гитар, отчего они издавали какие-то ревущие потусторонние звуки, а за ними с невозмутимым видом прохаживался Фуллер, пульсируя своим басом, то ударник отработал отменное соло на фоне плавающих слоящихся клавишных. И после каждого из этих моментов зал взрывался аплодисментами и казалось, что это конец, но Плант ехидно улыбался и вновь продолжал под рев гитар свой неумирающий боевик. Но и ему пришел конец. Финал. Крики, топот, аплодисменты, рев зала. Музыканты оставили свои инструменты и все вместе, обнявшись, поклонились до земли. Плант прокричал: "Bye-bye! Good night, St. Petersburg! See you soon!” [в последнее так хочется верить] и все, при гаснущем свете, ушли со сцены.
Чудо завершилось, но еще долго будет вспоминаться, и еще не одну неделю на моем CD-шнике будут преобладать диски Планта и LED ZEPPELIN, включая "Mighty Rearranger” [спасибо пиратам!].
16.04.2005
************************************************************